Православный календарь


Началась Страстная седмица для верующих христиан.

   Вот только в прошлое воскресение православные верующие отмечали грандиозное и торжественное событие – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). На лицах сияла радость встречи с Господом, а в руках священнослужителей и прихожан были вербы в знак почтения Царя и поклонения Ему.
  
   А теперь наступают Великие и печальные дни:  Великий понедельник, за ним – Великий вторник, после – Великая среда, Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота. Как часто бывает в жизни: радость сменяется на грусть. Ведь именно в эти дни Господь ожидал суда и расправы над Собой, зная заранее о предстоящей Ему крестной казни и потом только – Воскресения. Каждый день теперь нам дорог и Велик для нас, ведь он знаменуется скорбями Господа нашего Иисуса Христа, во много раз превосходящими всякий ум и человеческие страдания. Поэтому эта неделя – Страстная, Великая, особенная.  Важно каждому верующему и преданному Господу скорбеть вместе с Ним в эти будние дни, повторить Его путь.  
  
   Быть преданным в эти дни Господу в малом – это  отрешиться  себя, строго поститься (мирянам можно только хлеб, овощи и фрукты, орехи, мёд, разрешается сырая пища без растительного масла), отказаться от всех развлечений и утех. Но самым главным проявлением любви к Иисусу Христу, которую Господь, в свою очередь, сначала явил нам – является   оказание  милосердия (не обязательно деньгами – помочь добрым словом или делом иногда даже важнее).  Большим почётом Господу станет сохранение мира в семьях, удержание себя и окружающих от ссор, гнева, всего того, что оскорбляет Бога. Опомнимся:  Господь готовится идти на Крест ради нас, и мы  не смеем пренебрегать этим драгоценным временем своего спасения, купленного дорогой ценою – жизнью и страданиями Иисуса Христа, Его кровью!
  
   Конечно, нужно усерднее молиться в эти дни. Во всех храмах, в том числе и Архистратига Михаила, будут проходить богослужения каждый день (см. расписание).  Просветим теперь об особенностях каждого дня Страстной седмицы.
 
   Великий понедельник.
 
   В Великий понедельник – начало строгого поста. Мирянам допустимо употреблять в этот день хлеб, мёд, орехи, овощи и фрукты. Важно помнить, что всякий верующий должен поститься по силе своей. Напоминаем, что пост – не диета и не соревнование, кто «может соблюсти его, а кто нет».  Пост по силе – это малая толика участия христианина в грустном причастии предстоящему событию – крестной смерти Господа Иисуса Христа. Тем самым верующие ограничивают себя во всём: в утехах, развлечениях, праздничных мероприятиях, встречах, которые можно отложить, и, конечно, в потреблении пищи, чтобы всеми помыслами быть рядом с Христом, посвятить себя больше молитвам и богослужениям, очищать душу слезами покаяния.
   Этот день связан с воспоминаниями о ветхозаветном патриархе  Иосифе Праведном, которого братья продали в рабство в Египет за 29 сребреников, так как завидовали ему. Отцу они сказали, что Иосифа растерзали дикие звери. Иосиф является своего рода прообразом нашего Спасителя Иисуса Христа, которого предали и обрекли на страдания, но, взойдя на Крест, он подарил нам жизнь вечную.
   Вспоминают и две притчи.
  
   Первая притча – о злых виноградарях, не постыдившихся  не только избить слуг, коих послал хозяин (Всевышний) за плодами в надлежащее время,  но и убить его единственного сына. Эта притча – о народе Израиля, который отверг и осудил Сына Божьего на смерть.
  
   Вторая притча - о бесплодной смоковнице, высохшей по Слову Господа Иисуса Христа.  Она являет собой символ  бесполезного и пустого (бесплодного, без искреннего покаяния) времяпровождения в храме и дома за молитвами.  Ведь Господу нужно наше раскаявшееся сердце, в котором Он сможет обитать и искоренять грехи плодами наших усиленных трудов и подвигов: постом, молитвами, милосердием и т.д. А показное  «благочестие» Господь не приемлет, так как от него нет никакого плода, никакой пользы ни человеку, ни Богу.
  
   Великий русский святой Иоанн Кронштадтский в своё время писал об этом: «К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтобы утолить голод души нашей, чтобы стать для неё хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет».
  
   В Великий понедельник начинается чин миротворения. Один раз в году в это время варят миро из 50 масел, трав, душистых смол, которое используют потом после крещения – для помазывания.
  
Великий вторник.
 
   В этот день вспоминают, как Иисус Христос беседовал в храме города Иерусалима с учениками о пяти мудрых девах, которые ожидали жениха, заранее приготовив масло для светильников, если вдруг те погаснут.  И о пяти неразумных девах, которые не запаслись маслом и оказались неготовыми к встрече с женихом. Жених – Иисус Христос, Бог наш. Притча о том, что  суд Божий может застигнуть нас врасплох, поэтому надо «бодрствовать и молиться», быть готовыми к встрече с Господом, как разумные девы, чтобы внезапно пришедший Жених не ответил нам: «…истинно говорю вам: не знаю вас» (Евангелие от Матфея, 25:11 - 12). 
  
   Вспоминают в этот же день и притчу  о Страшном суде: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Когда мы видели тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Евангелие от Матфея, 25:31 -46).
  
   Здесь мы видим, что путь в Царство Небесное лежит через самоотречение и исполнение воли Божьей, через самопожертвование и деятельную любовь к ближним. Неспроста звучат в этот день ещё одни слова Господа Иисуса Христа о Суде: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю  Отца Моего Небесного». И далее – Евангелие от Матфея, глава 21.
  
   Итак, пульсом Страстной недели можно считать эти слова Господа о Страшном суде, о спасении праведных и наказании грешных. Господь взошёл на Крест за нас, грешных и осуждённых на смерть, искупил нас ценой Своей жизни, Своей кровью, и поэтому Он, Судья, будет вправе спросить с нас, как и чем мы отплатили Ему.
 
   Великая среда.
  
   Самое, пожалуй, скорбное время. В этот день Господа Иисуса Христа предал один из двенадцати апостолов – Иуда Искариот, получивший взамен, как вознаграждение за  его безумный поступок, 30 сребреников. 
  
   В противовес Иуде Искариоту, вспоминают грешницу, помазавшую Иисуса Христа миром. Господь принял её чистосердечное покаяние вместе со слезами, коими она омыла его ноги,  и простил её грехи. О если бы и Иуда - предатель тоже покаялся, бросился бы к Иисусу, к его ногам, к его уже снятому с Креста покалеченному телу… Вероятнее всего, Господь простил бы его. Но, увы… 
  
Великий четверг.
 
   Время знаменитой тайной вечери Иисуса Христа с двенадцатью  апостолами. Это была последняя трапеза Спасителя с ближайшими учениками, на которой Господь омыл ноги своим последователям, завещая большему служить меньшему, как и Он Сам, Иисус Христос, пришёл в мир не ради себя, а ради спасения человечества, был кротким среди людей и смиренным. Кроме того, на этой вечери Господь впервые освятил хлеб и вино, по сути, положил начало святой Евхаристии.  В Великий четверг исповедовавшиеся христиане причащаются святых Христовых Тайн.
 
   А вечером проходит одна из самых продолжительных служб в году – «Двенадцать Евангелий». Верующие вновь вспоминают страдания Господа, описанные во всех четырёх Евангелиях (От Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна). Во время этой службы зажигают свечи и не гасят, унося домой огарки, чтобы свечи обогрели и освятили жилища христиан и членов их семей теплом Евангелия и благодатью молитв.
 
   Великий четверг в народе принято называть «чистым», так как именно в этот день проводят генеральную уборку дома, пекут куличи и красят яйца, проводят банные процедуры. Народ верит, что омовение плоти и уборка в домах помогают очистить  помещения от скверны и по достоинству встретить воскрешённого Христа. Но это не совсем так. Мало только внешней чистоты (вспомним упомянутую ранее смоковницу). Для Бога важнее духовное благонравие, плоды веры и любви: милосердие, взаимопомощь, очищение от злых помыслов, обид,  осуждения и т. д. Вкупе с чистотой внешней соблюдение праведности принесёт свои дары от Всевышнего - христиане смогут удостоиться приять божественную благодать в полной мере в день Воскресения Господня.
 
   Великая пятница.
 
   Это самый скорбный день. В эту пятницу свершится горе земным – будет распят Господь наш Иисус Христос. До радости Воскресения останется три долгожданных дня…
 
   Божественную Литургию в этот день не служат. Она свершится на Кресте Господом Иисусом Христом. Вместо Литургии служатся Царские Часы – чтение в храмах перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
 
  В Страстную пятницу верующими соблюдается самый строгий пост: в этот день полагается вкушать пищу только больным и детям и только после захода солнца. Но так как служба вечерни совершается днём  в пятницу, дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы.
 
   Вынос Плащаницы в Великую пятницу – иконы Иисуса Христа, лежащего во гробе,- совершается днём. После выноса Плащаницы её оставляют в центре храма, во гробе,  украшенном цветами.
 
    «Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! Да, не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь – неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали, Его не полюбили, Его отвергли.
 
   Те люди, которые тогда это совершили, были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же, как мы; их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу.    И эти люди, подобно нам, это сделали. «Подобно нам», потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа. И хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель», – проповедует митрополит Антоний Сурожский (https://www.pravmir.ru/velikaya-pyatnica/).
 
   Вечером же, в Великую пятницу,  чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Святая Плащаница обносится вокруг храма. По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма,  чтобы священнослужители и прихожане могли преклониться и поплакать перед распятым телом  Господа Иисуса Христа, пострадавшего даже до смерти за наши, а не Его, грехи.
 
   Оплакивая у гроба Господня Его пречистое тело, мы верим в Его Воскресение, ожидая с надеждой великой и светлой  радости Пасхи Господней. В Страстной неделе – вся главная суть смысла земного проживания человека: укрощение плоти, избавление от грехов и страстей через покаяние и молитвы, милосердие и прощение ближних, служение как верность  Господу, исполнение заповедей и воли Всевышнего, плоды духовные трудов, крещение и причастие святых Христовых Тайн и соблюдение себя в чистоте с помощью церкви Божьей, своего прихода. 
 
    Великая суббота.
 
    Великая суббота - время тишины, ожидания Воскресения Христа. Тела Господа в Великую субботу пребывает во гробе, а Духом Своим Иисус Христос  в этот день сходит во ад и выводит оттуда души ветхозаветных праведников. Во время Божественной литургии Великой субботы священнослужители переоблачаются из черных одежд в белые.
 
   Иисус Христос совершил грандиозное, посильное  только Ему, безгрешному по Своей природе, событие - победил человеческую смерть, и об этом поют в храме: "Смертию смерть поправ".
 
   В Великую субботу после Литургии освящают куличи, крашеные яйца. В ночь с субботы на воскресенье начнётся торжественная пасхальная служба.
 
     Давайте же, братья и сёстры, будем оплакивать в эти Великие дни с печалью и скорбью свою душу, её бесчисленное множество грехов, каяться и прилежно молиться Богу, чтобы Он снова и снова простил нас на Пасху, воскресил и ввёл торжественно в Царствие Небесное, в радость духовную, в Лето Господне!
 
  







Яндекс.Метрика
Храм Архистратига Михаила
открыт для посещения ежедневно с 7:30 до 19:00
Если обнаружили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Соцсети:
Электронная почта: arh-mih@mail.ru
Бухгалтерия: 8 (3843) 71-65-57; регистратура: 8 (3843) 78-35-56; настоятель: 8 (3843) 71-64-83
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 10