Духовное значение Великих дней Страстной седмицы Заканчивается святая четыредесятница и начинается Страстная седмица Великого Поста, каждый день которой называется "Великий". Великие Понедельник, Вторник и Среда: Эти дни Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. В Великий Четверг: Православная Церковь воспоминает установление Таинства святого причащения. Это Таинство, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: «сие творите в Мое воспоминание», с первых времен христианства до настоящих дней непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской. В 17 часов в Великий Четверг, за вечерним богослужением, Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 Евангельских чтений, называемых страстными Евангелиями. Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий, а так же свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. В Великую Пятницу: Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грехи всех людей. Утром, в 8.30 совершаются Царские Часы. Вечерня с выносом Святой Плащаницы совершается в храме в 14.00 часов, это приблизительное время смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. Священники поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, (особо приготовленный стол). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей, которая находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. В Великую Пятницу, в 17 часов, за вечерним богослужением, перед Плащаницей читаются «Похвалы» Спасителю. Совершается поклонение и елеопомазание. После Великого славословия, совершается крестный ход. Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. В Великую субботу: Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. За Литургией исповедники причащаются Святых Христовых Таин. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
|