Православный календарь


о Крещенской воде

  Зачем освящают воду?
 
  Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.
В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь "очищение водою роду человеческому дарует"; "Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...".
 
  Великое и малое освящение
 
  Водоосвящение бывает малое и великое. Малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а Великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января).
 
  Для чего употребляют святую воду?
 
  Крещенская святая вода (ее называют также Великая Агиасма) — одна из величайших святынь. Она не портится длительное время, подает исцеление недугов душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой крещенской воды. Преподобный Амвросий Оптинский послал смертельно больному человеку бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой. Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. Он говорил также, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет. "Освященная вода,— писал святитель Димитрий Херсонский,— имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею".
 Cледует употреблять святую воду Святую воду, как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с особым благоговением и молитвой: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
 
  Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?
 
  Нет. И в сочельник, и в сам день праздника вода освящается одним и тем же чином великого водоосвящения.
 
  Где следует набирать водичку в праздник Богоявления?
 
  Только в том месте, где совершался чин освящения воды, но ни как не из под крана дома или где то в водоеме. Такая вода не является святой и быстро портится в своих качествах.
 
  Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?
 
  Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
 
  Бывает ли, что святая вода "не помогает"?
 
  Святитель Феофан Затворник пишет: "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)". Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. "Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему".
Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.







Яндекс.Метрика
Храм Архистратига Михаила
открыт для посещения ежедневно с 7:30 до 19:00
Электронная почта: arh-mih@mail.ru
Бухгалтерия: 8 (3843) 71-65-57; регистратура: 8 (3843) 78-35-56; настоятель: 8 (3843) 71-64-83
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 10