Православный календарь


Расторжение брака. Общая информация

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСКОМ ТАИНСТВЕ БРАКА.

Христианский брак означает добровольный союз между мужчиной и женщиной /женихом и невестой/ на основе взаимных любви и согласия с целью создания семьи.

В то же время вступающие в супружеский союз в соответствии с гражданским и церковным Законом принимают обоюдное торжественное обещание навсегда свято хранить честь своего супружества, заботиться о поддержке друг друга в трудных обстоятельствах, ответственно растить и воспитывать своих детей достойными гражданами своего Отечества.

По свидетельству св.Библии, супружеский союз установлен был по благословению Божию /кн.Быт.гл.I,ст.26-28/. А поскольку вступающие в брак принимают на себя ответственность по заботе и воспитанию своих детей, то этот союз любви во все времена считался в христианском обществе пожизненным и нерасторжимым. Значение и важность такого взгляда вновь были подтверждены определением Юбилейного Архиерейского Собора в 2000 году: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной - прелюбодействует" /Матф.гл.19,ст.6-9/.

На протяжении веков эти евангельские слова были у нас на Руси важным определением уклада семейной .жизни. Развод осуждался Церковью как великий грех пред Богом и преступление перед обществом., ибо он приносит тяжкие страдания по меньшей мере одному из супругов и больше всего малым детям. В итоге разрушается семья.

После произошедшей в нашей стране революции 1917 года и установлении атеистического диктата на смену религиозному самосознанию народа были провозглашены новые идеи и взгляды. Отныне всё прежнее и доброе объявлялось устаревшим и пережитком. Пропаганда новых отношений коснулась и православного брака. Вместо нравственных правил и строгих традиций наступило общее расслабление и вседозволенность под видом «пролетарской свободы». Отголосок этой распущенности, охотно принятой в среде тогдашней молодежи, постепенно дожил и до нашего времени. Выпущенный злой колдун не желает вернуться в своё прежнее место обитания.

Среди современных молодых людей есть немало таких, которые не желают в браке стеснять свою холостяцкую свободу супружескими обетами или родительским долгом о своей семье. Им дороже и желательнее развлечения в компании сверстников, где доступен не только алкоголь... Эта «вольница» в среде сомнительных компаний неизбежно и незаметно оказывает на человека влияние, при котором зреют чувства отчуждения к жене и детям. Это обычное начало пути, по которому приходят к разрушению своих супружеских союзов.

Показательно, что в современном лексиконе о браке появились новые вульгарные названия: жених и невеста называются теперь «партнерами», любовь подменена словом «секс», сожительство без оформления в законном порядке именуется «гражданским браком». Отпала практика сватовства, когда родители жениха и невесты знакомились, в какой семье воспитывались влюбленные. Чаще всего молодые люди в данное время сами решают вопросы о предстоящем супружестве без помощи жизненного опыта и мудрых советов своих родителей. Так проще. Нет у нас и защиты со стороны гражданского Закона, чтобы призвать к ответу виновника в разрушении семьи. Зато упрощена процедура по разводу, где совершается это в одностороннем порядке.

«Потерпевшая сторона» обращается к Церкви с просьбой о письменном подтверждении по делу о распавшейся семье. В этом случае Церковь в лице епархиального Архиерея выдаёт истцу такой документ в ответ на письменное прошение по определённой форме и предоставления Свидетельства из ЗАГСа о расторжении гражданского брака. В этом случае Церковь руководствуется со своей стороны принятым решением уже упомянутого выше Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, где сказано:

«Согласие на расторжение ЦЕРКОВНОГО брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является совершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не признаётся возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимий, согласно Правилам святого Василия Великого, увеличивается» /Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва. 2000г. Стр.106/.

С началом перестройки в нашей стране наступило время духовного возрождения. Всё чаще люди стали обращаться к Церкви, особенно в связи с массовыми крещениями и венчаниями. При этом наблюдалось в отношении к венчаниям двоякое побуждение: одни делали это из соображения своей религиозной веры, тогда как другие желали получить в этом гарантированную защиту своих отношений в семье, и не более.

И когда по причинам одного из супругов семья распадается, то потерпевшая сторона иногда считает, что, виновата Церковь. Конечно же это неправильное рассуждение. В этом случае можно указать на такой пример. Когда курсанта готовят к управлению автомобилем, то ему в процессе обучения объясняют устройство и назначение всех агрегатов автомашины. Кроме занятий по практике вождения от него требуется и изучение Правил дорожного движения. Но вот пройдена программа обучения, успешно сданы экзамены и окончившему вручают права с напутствием грамотной и дисциплинированной езды. Но выпускник, оказавшись наедине с собой, начал ездить с сознательными нарушениями полученных знаний и предупреждений. И когда однажды это закончилось аварией с тяжелыми последствиями, то кто виноват: он или автошкола? Так вопрос и в отношении Церкви, которая преподала благословение и напутствие новобрачным не на разнузданные похождения, а на хранение супружеской верности, создание семьи и достойное воспитание будущих граждан в лице своих детей.

А что касается регистрации супружеского союза по правилам Закона своей страны и венчания в православном храме по церковному Закону, то это установлено для законопослушных граждан и православных людей, призывающих на свои дела и благие начинания благословение Божие. И хорошо бы помнить свои клятвенные обещания при жизни в супружестве, сознавать свою ответственность за них пред Богом и обществом, не создавать добровольно опасных и угрожающих предпосылок для собственной семьи. И тогда никто и ничто не разрушит семейное счастье и благоденствие.

 
 
 
Образец письменного обращения
на имя епархиального архиерея,
по поводу рассмотрения вопроса о расторжении церковного брака.
 
Слева - место для резолюции.
Формат бумаги А-4.
ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ,
ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ВЛАДИМИРУ,
ЕПИСКОПУ НОВОКУЗНЕЦКОМУ И ТАШТАГОЛЬСКОМУ
Иванова Николая Петровича,
проживающего по адресу:654032 г.Новокузнецк,
ул.Зелёная д.4, кв.10.
моб. тел: 89069061111
место работы /должность не указывается/
 
 
ПРОШЕНИЕ.
 
Прошу Ваше Преосвященство рассмотреть мою просьбу по делу о расторжении церковного брака между мною и / ф.и.о./, который состоялся /дата, в таком-то храме города или села/.
 
Далее указать фактические причины распада семьи, каковыми могли быть: алкогольная болезнь, наркомания, прелюбодейство, семейные скандалы, жестокость и нанесение побоев с угрозой для здоровья членов семьи, заражение венерической болезнью /в том числе СПИД/, вступление в секту, требованием аборта при беременности, уходом из семьи и вступлением в новый брак с оформлением в ЗАГСе.
 
Причиной для церковного развода также может быть долговременный разрыв супружеских отношений из-за отбывания тюремного заключения или просто бродяжничество.
 
Предпринимались ли попытки к устранению этих причин через примирение и исправление? Оказывалось ли содействие в этом плане со стороны Ваших родителей?
 
Сообщите о состоянии обеих бывших супругов после развода в отношении вступления в новое супружество? Есть ли общение со своими детьми и оказывается ли материальная поддержка до совершеннолетия?
 
Надо иметь в виду, что бывший брак после церковного расторжения восстановлению не подлежит. Оно является пожизненным.
 
Потерпевшая сторона /невиновная за разрушение семьи/, после исследования дела о церковном разводе и получении соответствующего ответа, может иметь архиерейское благословение на повторное супружество при условии оформления его в ЗАГСе и вторичном венчании. Для виновных в этом, после их признательного покаяния на исповеди, может быть получено такое же благословение, но не иначе, как после выполненной епитимии, которую обычно назначает и объясняет духовник, которому надлежит принимать Вашу исповедь.
 
В завершение написанного прошения Вам надо попросить Благословение на повторный церковный брак и приписать слова: "Достоверность нижеизложенного подтверждаю своей подписью" ________________________
 
 
Дата __________________
 
ПРИ ОБРАЩЕНИИ О ЦЕРКОВНОМ РАЗВОДЕ ТРЕБУЮТСЯ:
 
1. Ксерокопия Свидетельства о расторжении из ЗАГСа.
 
2. Прошение в рукописном виде составляется (по схеме образца прошения) на бумаге формата А-04.
 
Если текст обширен, надо использовать дополнительный лист бумаги.
 
В конце прошения необходимо указать, сколько раз вступали в зарегистрированный гражданский брак и было ли по каждому из них соответствующее бракоразводное Свидетельство?
 
Там же в прошении сообщите, было ли получено расторжение по обоюдному заявлению или в одностороннем порядке? Кто истец?
 
Если готовитесь к новому супружеству, то укажите данные этого лица: фамилию, имя, отчество, из холостых, вдовый или разведенный - единожды или ...? Эти сведения необходимы не только для епархии, но должны интересовать и Вас во избежание новых ошибок. Важно бы знать для себя отношение этого человека к православной вере, так как религиозное мировоззрение оставляет в человеке больше доверия к его моральному самосознанию и поведению в семье. 
 
Церковь не венчает некрещеных, разных вероисповеданий, незарегистрированных по правилам ЗАГСа, при большом расхождении в возрасте, а также с признаками определенных болезней /священник объяснит/. 
 
При отсутствии копии свидетельства о расторжении брака, а так же контактной информации просителя документы останутся без рассмотрения.
 
 
 
Оригинал прошения и ксерокопия документа о гражданском разводе (в обязательном порядке) предоставляются в Епархиальное Управление лично или пересылаются по почте: 654031, Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводское шоссе, 32.
 
Для оперативного рассмотрения прошения, можно выслать документы на электронный адрес Новокузнецкой епархии: kuzbishop@mail.ru.
     конт. тел: 8 (384-3) 20-94-10.
 



Яндекс.Метрика
Храм Архистратига Михаила
открыт для посещения ежедневно с 7:30 до 19:00
Если обнаружили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Соцсети:
Электронная почта: arh-mih@mail.ru
Бухгалтерия: 8 (3843) 71-65-57; регистратура: 8 (3843) 78-35-56; настоятель: 8 (3843) 71-64-83
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 10