Православный календарь


Расторжение брака. Общая информация

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСКОМ ТАИНСТВЕ БРАКА.

Христианский брак означает добровольный союз между мужчиной и женщиной /женихом и невестой/ на основе взаимных любви и согласия с целью создания семьи.

В то же время вступающие в супружеский союз в соответствии с гражданским и церковным Законом принимают обоюдное торжественное обещание навсегда свято хранить честь своего супружества, заботиться о поддержке друг друга в трудных обстоятельствах, ответственно растить и воспитывать своих детей достойными гражданами своего Отечества.

По свидетельству св.Библии, супружеский союз установлен был по благословению Божию /кн.Быт.гл.I,ст.26-28/. А поскольку вступающие в брак принимают на себя ответственность по заботе и воспитанию своих детей, то этот союз любви во все времена считался в христианском обществе пожизненным и нерасторжимым. Значение и важность такого взгляда вновь были подтверждены определением Юбилейного Архиерейского Собора в 2000 году: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной - прелюбодействует" /Матф.гл.19,ст.6-9/.

На протяжении веков эти евангельские слова были у нас на Руси важным определением уклада семейной .жизни. Развод осуждался Церковью как великий грех пред Богом и преступление перед обществом., ибо он приносит тяжкие страдания по меньшей мере одному из супругов и больше всего малым детям. В итоге разрушается семья.

После произошедшей в нашей стране революции 1917 года и установлении атеистического диктата на смену религиозному самосознанию народа были провозглашены новые идеи и взгляды. Отныне всё прежнее и доброе объявлялось устаревшим и пережитком. Пропаганда новых отношений коснулась и православного брака. Вместо нравственных правил и строгих традиций наступило общее расслабление и вседозволенность под видом «пролетарской свободы». Отголосок этой распущенности, охотно принятой в среде тогдашней молодежи, постепенно дожил и до нашего времени. Выпущенный злой колдун не желает вернуться в своё прежнее место обитания.

Среди современных молодых людей есть немало таких, которые не желают в браке стеснять свою холостяцкую свободу супружескими обетами или родительским долгом о своей семье. Им дороже и желательнее развлечения в компании сверстников, где доступен не только алкоголь... Эта «вольница» в среде сомнительных компаний неизбежно и незаметно оказывает на человека влияние, при котором зреют чувства отчуждения к жене и детям. Это обычное начало пути, по которому приходят к разрушению своих супружеских союзов.

Показательно, что в современном лексиконе о браке появились новые вульгарные названия: жених и невеста называются теперь «партнерами», любовь подменена словом «секс», сожительство без оформления в законном порядке именуется «гражданским браком». Отпала практика сватовства, когда родители жениха и невесты знакомились, в какой семье воспитывались влюбленные. Чаще всего молодые люди в данное время сами решают вопросы о предстоящем супружестве без помощи жизненного опыта и мудрых советов своих родителей. Так проще. Нет у нас и защиты со стороны гражданского Закона, чтобы призвать к ответу виновника в разрушении семьи. Зато упрощена процедура по разводу, где совершается это в одностороннем порядке.

«Потерпевшая сторона» обращается к Церкви с просьбой о письменном подтверждении по делу о распавшейся семье. В этом случае Церковь в лице епархиального Архиерея выдаёт истцу такой документ в ответ на письменное прошение по определённой форме и предоставления Свидетельства из ЗАГСа о расторжении гражданского брака. В этом случае Церковь руководствуется со своей стороны принятым решением уже упомянутого выше Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, где сказано:

«Согласие на расторжение ЦЕРКОВНОГО брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является совершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не признаётся возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимий, согласно Правилам святого Василия Великого, увеличивается» /Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва. 2000г. Стр.106/.

С началом перестройки в нашей стране наступило время духовного возрождения. Всё чаще люди стали обращаться к Церкви, особенно в связи с массовыми крещениями и венчаниями. При этом наблюдалось в отношении к венчаниям двоякое побуждение: одни делали это из соображения своей религиозной веры, тогда как другие желали получить в этом гарантированную защиту своих отношений в семье, и не более.

И когда по причинам одного из супругов семья распадается, то потерпевшая сторона иногда считает, что, виновата Церковь. Конечно же это неправильное рассуждение. В этом случае можно указать на такой пример. Когда курсанта готовят к управлению автомобилем, то ему в процессе обучения объясняют устройство и назначение всех агрегатов автомашины. Кроме занятий по практике вождения от него требуется и изучение Правил дорожного движения. Но вот пройдена программа обучения, успешно сданы экзамены и окончившему вручают права с напутствием грамотной и дисциплинированной езды. Но выпускник, оказавшись наедине с собой, начал ездить с сознательными нарушениями полученных знаний и предупреждений. И когда однажды это закончилось аварией с тяжелыми последствиями, то кто виноват: он или автошкола? Так вопрос и в отношении Церкви, которая преподала благословение и напутствие новобрачным не на разнузданные похождения, а на хранение супружеской верности, создание семьи и достойное воспитание будущих граждан в лице своих детей.

А что касается регистрации супружеского союза по правилам Закона своей страны и венчания в православном храме по церковному Закону, то это установлено для законопослушных граждан и православных людей, призывающих на свои дела и благие начинания благословение Божие. И хорошо бы помнить свои клятвенные обещания при жизни в супружестве, сознавать свою ответственность за них пред Богом и обществом, не создавать добровольно опасных и угрожающих предпосылок для собственной семьи. И тогда никто и ничто не разрушит семейное счастье и благоденствие.

 
 
 
Образец письменного обращения на имя Преосвященнейшего Владимира,
епископа Новокузнецкого и Таштагольского,
по поводу рассмотрения вопроса о расторжении церковного брака.
 
Слева - место для резолюции.
Формат бумаги А-4.
Его Преосвященству, Преосвященнейшему Владимиру,
епископу Новокузнецкому и Таштагольскому,
/в родительном падеже фамилия, имя и отчество составителя,
почтовый индекс и адрес места своего проживания,
домашний или сотовый телефон и место работы/.
 
Прошение.
 
Убедительно прошу Ваше Преосвященство рассмотреть мое обращение к Вам по нижеследующему делу:
Прошу расторгнуть церковный брак, который состоялся.... /такого-то числа, месяца и года в таком-то храме города или села/ между ... ./кем?/. По возможности указать венчавшего священника.
Далее указать фактические причины распада семьи, которыми могут быть: алкогольная болезнь, наркомания, прелюбодейство, семейные скандалы постоянного характера, жестокость и рукоприкладство с угрозой для здоровья членов семьи, заражение венерическим заболеванием/ в том числе СПИДом/, вступлением в секту, требованием совершения аборта при беременности, уходом из семьи и вступлением в новое сожительство с другим лицом при повторном заключении гражданского брака в ЗАГСе.
Причиной для церковного развода может быть также долговременный разрыв супружеских отношений /около пяти лет в связи с отбыванием тюремного срока наказания или самовольное отсутствие в течение длительного времени/.
Надо указать, предпринимались ли попытки одной из сторон к примирению или к исправлению. Проявлялось ли усилие к сохранению семьи хотя бы ради малых детей? Какова при этом была позиция родителей?
В данном проении необходимо указать о современном положении бывших супругов: кто из них вступил в повторный гражданский брак и может быть заимел отдельных детей в данном случае? Есть ли общение с детьми от первого брака и оказывается ли материальная помощь посредством алиментов до наступления их совершеннолетия?
При возбуждении развода в распавшемся церковном браке надо иметь в виду, что если    со временем    разведенные одумаются и пожелают восстановить утраченные брачные права, то это для них станет уже пожизненно невозможным.
В случае церковного развода по вышеуказанным причинам, податель прошения имеет каноническое право на повторный церковный и гражданский брак. Если возникает необходимость о вступлении в третий брак, то это предоставляется как исключительно редкое право по рассмотрению и решению правящего архиерея.
В каждом случае подачи данного прошения на имя Преосвященного епископа о расторжении церковного брака автор-составитель обязательно должен в конце приписать просьбу НА ПОВТОРНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ церковного венчания в случае вступления в новый брак. При отсутствии этой просьбы поданное Вами прошение не подлежит рассмотрению.
К своему прошению Вы должны предъявить Свидетельство о гражданском разводе и на отдельном листе рукописно составленное прошение о церковном разводе с указанием конкретных причин распада Вашего супружества.
 
 
Это прошение и документ о гражданском разводе предъявляется в Епархиальное Управление при Спасо-Преображенском соборе по адресу:Новокузнецк,654034, ул.Водопадная 15. Но при этом лучше передать письмо лично, а не по почте.
 



Яндекс.Метрика
Храм Архистратига Михаила
открыт для посещения ежедневно с 7:30 до 19:00
Электронная почта: arh-mih@mail.ru
Бухгалтерия: 8 (3843) 71-65-57; регистратура: 8 (3843) 78-35-56; настоятель: 8 (3843) 71-64-83
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 10